СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ, Стерлитамакский государственный башкирский драматический театр. Основан в 1990 как Баш. т‑р‑студия в составе театрально‑культурного объединения “САММИ” (союз актёров, менеджеров, меценатов, интеллектуалов), с 1991 Баш. драм. т‑р в составе Театр. объединения г.Стерлитамак, с 2002 совр. назв. и статус, с 2013 в составе Стерлитамакского гос. театрально‑концертного объединения.

Первый худ. рук. и гл. реж. — Г.М.Ильясова. В труппу входили Ф.А.Бакиров, Н.М.Бакирова, Р.А.Галин, Р.А.Галина, К.Б.Исламгулова, И.Р. и Ф.А. Рахимовы, А.Р.Хусаинов, И.Х.Юмагулов, Х.Г.Яруллин и др. Первый спектакль — “Көтөр кешем бар минең” (“Наследники”) Д.Исабекова. Период зарождения театра характеризуется созданием спектаклей‑концепций, направленных на раскрепощение соц. и нравств. сознания народа. Репертуар был представлен произв. морально‑филос. тематики баш. и рос. авторов: “Мурлин Мурло” Н.В.Коляды, “Бермуд өсмөйөшө” (“Бермудский треугольник”) Р.Кул‑Давлета, “Теге донъя, был донъя” (“На том, и на этом свете”) Р.Г.Султангареева и др. Спектаклям “Буш сәңгелдәк” (“Пустая колыбель”) И.Х.Юмагулова, “Мөхәббәт ҡарағы” (“Узурпатор любви”) и “Онотолған доға” (“Забытая молитва”; лауреат Гос. пр. РБ им. Салавата  Юлаева, 1994) Ф.М.Булякова, “Ҡабул ит уларҙы, Шамбала!” (“Прими их, Шамбала!”) Б.Р.Гаврилова, “Мәмерйә” (“Пещера”) Г.Г.Шафикова были присущи психол. острота, филос. направленность, гротеск, сатира и метафоричность сценич. образа. Работы реж. М.Хамида “Хужа Насретдиндың биш ҡатыны” (“Пять жён Ходжи Насретдина”; в репертуаре более 13 лет) И.Садыкова, “Һөйәркәмә кисен барам” (“Я приду к тебе вечером”) Х.Ниязи отличались музыкальностью, светлым юмором; “Король Ричард III” У.Шекспира — глубиной трагедийного худ. замысла. Постановки также осуществляли А.А.Абушахманов, Бакиров, А.А.Надыргулов, Р.М.Назарова; над худ. оформлением работали С.Г.Аслаева, А.Л.‑Х.Гилязев, М.С.Шнейдерман; муз. — И.В.Лебедев, Р.М.Хасанов, И.М.Халилов; хореогр. — Х.А.Ишбердин, А.А.Туганова, И.Н.Филиппова и др.

С кон. 90‑х гг. для т‑ра характерны активные поиски новых произв., оригин. сценич. форм, решений. В репертуаре произв. баш. (“Йософ һәм Алмаҡай” — “Юсуф и Алмакай” А.Х.Дильмухаметовой, “Айғырыңды үтескә бир!” — “Одолжи мне жеребца!”, “Гүргә инер сер ине” — “Роковая тайна” Р.М.Кинзябаева, “Ямғыр көткәндә” — “В ожидании дождя” Т.Х.Гариповой), тат. (“Һижрәт” — “Переселение” Н.Исанбета), рус. (“Алтылағы — алтмышта” — “Кадриль” В.П.Гуркина, “Осрашыу” — “Скамейка” А.И.Гельмана) авторов. Обращение т‑ра к драматургии Т.Уильямса нашло воплощение в постановке “Роза тамғаһы” (“Татуированная роза”) Ильясовой. В состав труппы вошли актёры А.К.Ахмадуллин, Ф.Я.Губайдуллина, Ш.И.Дильмухаметова, А.Ш.Зубайдуллина, Р.Х.Кудашева, А.К.Янбеков и др. С 2000‑х гг. С.т.д. обращается преим. к произв. баш. и тат. драматургии (“Диләфрүзгә дүрт кейәү” — “Четыре жениха Диляфруз” Т.Г.Миннуллина, “Ҡыҙҙар, ишек асығыҙ!” — “Девушки, откройте дверь!” Н.Гаитбая, “Ут күршеләр” — “Закадычные соседи” К.М.Акбашева, “Күктән төшкән бәхет” — “Счастье с неба” Н.Асанбаева, “Ҡыҙ урлау” — “Похищение девушки” М.Карима), в т.ч. классич. (“Шәүрәкәй” — “Шауракай” М.А.Бурангулова, “Галиябану”). Осуществляются также постановки произв. заруб. (“Скапендың мутлыҡтары” — “Плутни Скапена”, “Тартюф” Мольера, “Был ҡарсыҡты нисек кәңкәйтергә?” — “Как пришить эту старуху?” по пьесе “Дорогая Памела” Д.Патрика, “Бер мөхәббәт — мең ғашиҡ” — “Одна любовь — тысяча влюблённых” К.Чандры), рус. (“Мин һине бер кемгә лә бирмәйем” — “Я тебя никому не отдам” В.В.Жеребцова, “Ҡолағымда диңгеҙ шаулауы” — “Запах лёгкого загара” Д.В.Гурьянова) драматургов. Среди спектаклей для детей и подростков (“Тылсымлы сүлмәк” — “Волшебный горшок” З.М.Муллагалиевой, исполняется на баш. и рус. яз.; “Смешной Аладдин” Р.С.Саянова) выделяется остро соц. драма “Бойся равнодушия” З.Ф.Сулейманова (оба — на рус. яз.). Самобытным постановочным решением, использованием элементов фольклора отличаются спектакли на ист. темы: трагедия “Инә бүре ҡарғышы” (“Вой волчицы”) Х.А.Иргалина, эпич. драма “Ҡаһым түрә” (“Кахым‑туря”) А.Х.Дильмухаметовой и И.И.Дильмухаметова, драма “Упҡын ситендә” (“Крах и отчаяние”) по роману “Тайна, унесённая Чингисханом” М.Шаханова, притча “Бәндәбикә һәм Ерәнсә сәсән” (“Бендебике и Еренсе‑сэсэн”) А.Г.Хусаинова, грустная комедия “Ә Торатау һаман тора...” (“А Торатау и ныне там...”) Кинзябаева. Над спектаклями работали И.Р.Ахметвалеев, А.Н.Зиганшин (с 2009 гл. реж., в 2012—14 худ. рук.), Н.И.Ирсаева, Сулейманов (преим. для детей), О.З.Ханов, Р.М.Хакимов, К.А.Юлдашев; худ. оформлением — Гилязев, Т.Г.Еникеев, А.В.Нестеров, Л.Ф.Сулейманова, Д.П.Хильченко; муз. — Н.А.Даутов, У.М.Идельбаев, Р.Р.Сагитов, С.Л.Сесенбаев; хореогр. — В.В.Астахова, Г.С. и Р.М. Ишмаковы, Э.М.Даутова и др. В труппу вошли И.И.Баймурзин, А.Ф.Вильданова, А.Х.Шагиев, выпускники спец. курса УГАИ Ю.А.Галяутдинова, М.М.Зубаиров, А.С.Ишмухаметов, Театр. уч‑ща им. М.С.Щепкина (Москва) Р.Я.Сынбулатов, А.Я.Туктаров и др. Дир.: А.Е.Полянкин (с 1990), Ф.К.Утягулов (1992), А.Р.Хусаинов (1992—96), В.М.Султангулов (с 2002), Ф.А.Сулейманов (и.о.; с 2005), Т.Т.Искандаров (с 2006), Р.И.Ишмуллин (с 2013), Г.Л.Хаиткулов (с 2014). С.т.д. гастролировал по России. С 2002 имеет собств. здание по проспекту Ленина.

 

С.С.Саитов

 

Театры Башкортостана