Материалы

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, комплекс сооружений, предназначенных для обеспечения непрерывного и безопасного движения автомобильного транспорта с расчётной нагрузкой и установленными скоростями, для перевозок грузов и пассажиров с целью удовлетворения соц.-экон. и оборонных потребностей государства и нужд населения; составная часть единой трансп. сети страны. А.д. подразделяют на 5 техн. категорий в зависимости от интенсивности движения, кол‑ва и ширины полос движения, ширины земляного полотна и др. показателей. Различают А.д. общего пользования (федер., респ., межрайонного, районного значения) и ведомственные (пр‑тий, орг‑ций, учреждений и др.).

Стр‑во, реконструкцию и ремонт А.д. осуществляют пр‑тия “Агродорспецстрой” (осн. в 2000), “Башкирагропромдорстрой” (1971), “Башкиравтодор”, Мостоотряд №30, Мостостроительное управление и др.; проектные работы ведут ин‑ты “Башкирдортранспроект” и “Уралдортранс”.

С кон. 19 в. стр‑во и др. дорожные работы на терр. Башкортостана велись строит. отделами земских управ и населением. Дороги были шир. не более 5 м с дер. сооружениями через ручьи и малые реки и предназначались в осн. для движения гужевого транспорта. К нач. 20 в. в Башкортостане насчитывалось 15 почтово-коммерч. трактов (наиб. кр. — Верхнеуральский, Казанский, Оренбургский, Симбирский) общей протяжённостью 1653 км, из них 472 км с щебёночным и гравийным покрытием. В 1919 создан дорожный отдел при Баш. центр. СНХ и дорожные участки в Белебеевском, Бирском, Златоустовском, Мензелинском, Стерлитамакском и Уфим. уездах. В 1922 было образовано Баш. центр. управление местного транспорта, после упразднения к‑рого в 1924 при СНК БАССР создан отдел местного транспорта (“Башмест”), курировавший вопросы стр‑ва и благоустройства дорог. С сер. 60‑х гг. в респ. началось стр‑во кр. транзитных магистральных А.д., сел. дорог с тв. покрытием. К 1987 А.д. с асфальтобетонным покрытием были проложены от Уфы до 31 районного центра, к 1999 — до всех районных центров. В 2011 общая протяжённость автодорожной сети респ. составила 33,8 тыс. км (см. табл.).

Основные автомобильные дороги на территории Башкортостана

Москва—Уфа, “В о л г а” (162 км по терр. РБ), дорога федер. значения (с 1992) 3‑й техн. категории, общее направление с З. на В. Проходит через Илишевский, Дюртюлинский, Кушнаренковский и Уфим. р‑ны, связывая РБ с РТ; обслуживает нефт. м‑ния республики. Связана с речными пристанями на р.Белая. Построена в 19 в., в кон. 50-х гг. 20 в. проведена реконструкция дороги, построен обход с.Кушнаренково, в 60‑е гг. укреплена дорожная одежда.

Самара—Уфа—Челябинск (332 км по терр. РБ), дорога федер. значения 1—4‑й техн. категорий, общее направление с З. на В. Проходит через Туймазинский, Буздякский, Благоварский, Чишминский, Уфим., Иглинский, Салаватский р‑ны, связывая РБ с Оренб., Самарской, Челяб. обл. и РТ; обслуживает нефт. м‑ния республики. На магистрали расположен Уфим. трансп. узел (один из самых разветвл. в России) с широко развитой сетью ж.‑д., водных, возд. и трубопроводных коммуникаций. Построена в 1960—75, в 1974—81 построен обход Уфы, в 1977—87 — обход г.Октябрьский. В 1984—98 по нормативам 1‑й техн. категории реконструировано 27 км дороги.

Уфа—Инзер—Белорецк (229 км с подъездами), дорога респ. значения 2—4‑й техн. категорий. Проходит через Уфим., Кармаскалинский, Архангельский, Белорецкий р‑ны. Связана с речными пристанями на рр. Белая, Инзер, Сим. Построена в 1921—90.

Уфа—Оренбург (324 км с подъездами), дорога респ. значения 1—3‑й техн. категорий. Проходит через Уфим., Кармаскалинский, Аургазинский, Стерлитамакский, Мелеузовский, Куюргазинский р‑ны. Дорога построена в 19 в., в годы Гражданской войны была разрушена, в 1947—2001 велась реконструкция дороги.

Уфа—Янаул (205 км), дорога респ. значения 2—3‑й техн. категорий. Проходит через Уфим., Благовещенский, Бирский, Мишкинский, Бураевский, Калтасинский, Янаульский р-ны. Построена в 1935—37, имела гравийное покрытие, в 60‑е гг. проведена реконструкция, в 1969—85, 1990—96 — капит. ремонт.

Кропачёво—Месягутово—Ачит (157 км), дорога респ. значения 3‑й техн. категории. Проходит через Салаватский, Дуванский, Мечетлинский р‑ны. Построена в 1935—57, в 80‑е гг. проведена реконструкция дороги.

Магнитогорск—Ира (316 км), дорога респ. значения 3‑й техн. категории. Проходит через Баймакский, Зилаирский, Зианчуринский, Кугарчинский, Куюргазинский р-ны. Построена в 1954—60, в 70‑е гг. проведена реконструкция, в 90‑е гг. — капит. ремонт участков дороги.

Бирск—Тастуба—Сатка (278 км), дорога респ. значения 3‑й техн. категории. Проходит через Бирский, Мишкинский, Караидельский, Дуванский, Кигинский р‑ны. Построена в 17—19 вв. В 30‑е, 60‑е и 80‑е гг. 20 в. проведена реконструкция.

Кушнаренково—Чекмагуш—Бакалы (119 км), дорога респ. значения 3‑й техн. категории. Проходит через Кушнаренковский, Чекмагушевский, Бакалинский р‑ны. Связана с речной пристанью на р.Белая. Построена в 1968—70, в 1986—93 проведена реконструкция.

В.И.Григоренко, Р.Г.Хасанов

Схема автомобильных дорог

Электронный атлас автомобильных дорог

Инженерные сооружения

См. также

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

ТРАНСПОРТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА

Текст на башкирском языке

 

Протяжённость автомобильных дорог Башкортостана

Основные показатели

1985

1990

1995

2000

2005

2010

2011

Автомобильные дороги, км

 

 

 

 

 

 

 

     общего пользования

16072

15682

24309

24825

24870

25667

25822

     ведомственные

8433

11259

10585

10236

9804

8018

8020

  в т.ч. автомобильные дороги с твёрдым    покрытием

 

 

 

 

 

 

 

     общего пользования

13594

14311

20793

21869

22263

23360

23548

     ведомственные

5840

8632

8167

8672

8379

6571

6617

Удельный вес дорог с твёрдым покрытием в протяженности автомобильных дорог, %

 

 

 

 

 

 

 

     общего пользования

84,5

91,3

85,5

88,1

89,5

91,0

91,2

     ведомственных

69,3

76,7

77,2

84,7

85,5

82,0

82,5