ДОРОГИ, обустроенная (или приспособленная) для движения людей, транспортных средств полоса земли, путь сообщения. В горно-лесных районах Башкортостана башкиры пользовались верховыми (hыбай юл) или пешими (йәйәү юл, һуҡмаҡ) тропами, по к-рым могли пройти навьюченные ж-ные (см. Вьючно-верховой транспорт), в степных — в осн. Д., предназначенными для движения гужевого транспорта. Зимние Д. (ҡышҡы юл, сана юлы) прокладывались по летним путям или по руслам рек. Местные Д. соединяли кочёвки башкир, аулы. Описание и названия наиб. крупных Д. (“Древняя большая башкирская дорога”, “Старинный башкирский тракт”, “Катайская дорога” и др.) сохранились в ряде источников исторических и памятников баш. фольклора [кубаир “Урал-батыр”, предания “Ҡыҙҙар юлы” (“Девичья дорога”), “Ғәйшә” (“Гайша”) и др.]. Согласно преданию “Ҡәнифә юлы” (“Дорога Канифы”) и эпосу “Кунгыр-буга”, легендарный путь Канифы и Кунгыр-буги проходил по отрогам Уральских гор, связывая сев., центр. и юж. Башкортостан с Приаральем и Ср. Азией (ныне сохранилась проезжей часть Д. от с.Юлдыбаево Зилаирского р‑на по терр. Хайбуллинского р‑на до юж. границ республики). Через Юж. Урал проходили торговые пути (см. Караванные торговые пути), соединяющие Поволжье, Прикамье и Урал с Сибирью, Центр., Ср. и Юж. Азией, о чём свидетельствуют монеты, найденные в ряде археологических памятников (см. Деньги). В 13 в. на осн. Д. Башкортостана были организованы почтовые станции (ямы), спец. воен. отряды для обеспечения безопасности торговых караванов. С присоединением Башкортостана к России и активной колонизацией края в 17—18 вв. сооружение Д. было централизовано и упорядочено. Были проложены Д. (тракты), соединяющие крупные адм. и пром. центры. Стр‑во и содержание дорог стало одной из осн. повинностей местного населения. Д. в осн. были грунтовые, шоссейные (укреплённые гравием), реже с каменным покрытием; на переправах через реки использовались паромы, мосты (на сваях и плашкоутные). От каждого тракта отходили боковые просёлочные Д., соединяющие сел. нпп с вол. или уездными центрами. Через Уфу проходила Д. из Казани в Сибирь (т.н. Старая Казанская Д.), из Оренбурга были проложены Д. в гг. Екатеринбург, Казань (Новая Московская Д.), Самару (Старая Московская, или Большая Оренбургская Д.), Уфу (Оренбургская Д.), к Верхнеуральской крепости (через Преображенский завод; Исетская Д.). Был построен ряд почтовых Д. (в т.ч. почтовая Д. от Оренбурга к Троицкой крепости) с почтовыми станциями (для смены лошадей), ремонт и содержание к‑рых также возлагались на местное население. К 40‑м гг. 18 в. в Оренб. губ. насчитывалось ок. 15 почтовых Д. (Казанский, Мензелинский, Оренбургский, Сибирский и др. почтовые тракты), общая протяжённость к‑рых составляла 4,8 тыс. вёрст, кол‑во почтовых станций — 114 (при них состояло св. 650 пар лошадей). Во 2‑й пол. 18 — 1‑й пол. 19 вв. в связи с развитием горнозаводской промышленности для обеспечения з‑дов рудой, строит. материалами, топливом и для вывоза произведённой продукции были построены Д. от Стерлитамакской пристани до крепости Илецкая Защита (1766), от Авзяно-Петровских заводов до Табынской крепости (1776), от Уфы до г.Челябинск (через Симские заводы; Симский тракт; нач. 19 в.), от Оренбурга до г.Верхнеуральск (через Кананикольский завод; Новая Исетская Д.; 1840-е гг.) и др. В 1830—33 проложена торговая Д. Верхнеуральск—Стерлитамак—Белебей—Бугульма (Башкирский тракт). Также появились торговые Д.: Троицк—Екатеринбург; Челябинск—Курган; д.Явгильдино — д.Лаяшты (обе — Бирский уезд); д.Арзаматово Бирского у. — Бирск; Бирск—Мамадыш; Бугульма — с.Бетьки Мензелинского уезда и др. В сер. 19 в. общая протяжённость Д. (почтовых и торговых) от границ Бугульминского уезда до Верхнеуральска составляла 2,6 тыс. вёрст. С 1870‑х гг. с введением земств содержание гос., торговых, почтовых Д. было возложено на земские управы. Главные водные транспортные артерии Башкортостана — рр. Белая и Уфа — связывали адм. и хоз. центры края. Водные пути использовались для сплава леса, перевозки руды, строит. материалов, зерна и др. Для передвижения по водным путям осн. часть населения края преим. пользовалась традиц. водными средствами передвижения. В 19 в. получил развитие речной транспорт, к‑рый первонач. обслуживал зону ниж. течения Белой и Уфы, с сер. 20 в. в связи с постройкой ряда водохранилищ охватил осн. часть басс. Белой и Уфы. С кон. 19 в. для передвижения пассажиров и грузов используются железные дороги (см. Железнодорожный транспорт), с 20 в. — автомобильные дороги, авиалинии (см. Авиация).

Лит.: Муллагулов М.Г. Башкирский народный транспорт. XIX — нач. XX в. Уфа, 1992.

М.Г.Муллагулов

 

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

КАРАВАННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПУТИ

ВЬЮЧНО-ВЕРХОВОЙ ТРАНСПОРТ

ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ

ДОРОГА, адм.-терр. единица