ДУМБЫРА, струнный щипковый баш. народный музыкальный инструмент. Дер. корпус грушевидно-полусферич. или овально-плоской формы (долблёный или клеёный). Дл. инструмента ок. 800 мм, гриф с 19 врезными ладами. Имеет 3 струны (нейлоновые или метал.), строй квинто-квартовый. Звук извлекается ударами пальцев или медиатора одновр. по всем струнам, при этом верх. струна ведёт мелодию, ниж. струны издают бурдонный звук.

Д. упоминается в общетюрк. дастанах (“Китаби деде Коркуд") и баш. эпосах (“Заятуляк менэн Хыухылу"). В кон. 19 – нач. 20 вв. вышла из обихода. В нач. 80‑х гг. была реконструирована В.Ш.Шугаюповым, позже им и др. мастерами были созданы оркестровые разновидности инструмента (сопрано, альт, бас). С кон. 80‑х гг. Д. изготавливают Г.С.Кубагушев, Р.М.Галимов, А.Я.Янгужин, с нач. 90‑х гг. – С.У.Баймухаметов, А.Н.Владимиров, Г.Р.Галимова, Д.А.Минко, А.А.Овчинников. Является аккомпанирующим инструментом при исполнении народными певцами и музыкантами сказаний (см. Эпос), айтышей, кубаиров, тулгау; на Д. также исполняются наигрыши. В проф. музыке применяется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Среди исполнителей В.И.Абубакиров, Г.А.Билалова, З.В.Дильмухаметова, А.Р.Латыпова, Г.И.Умергалина. Подготовка музыкантов-думбыристов осуществляется в Искусств училище, Искусств академии, Салаватском музыкальном колледже, Сибайском колледже искусств, Учалинском училище искусств и культуры. Аналогичные инструменты бытуют у мн. тюрк. народов.

Лит.: Кубагушев А.М. Традиционные башкирские музыкальные инструменты. Уфа, 1997; Рахимов Р.Г. Башкирские народные музыкальные инструменты. Уфа, 2004.

А.М.Кубагушев

Текст на башкирском языке 

Народные музыкальные инструменты